05.11.08. Культура школ Сирии и Месопотамии

 
Тезисы доклада

Культура школ Сирии и Месопотамии и «пансхолизм» Бархадбшаббы Хальванского. Николай Николаевич Селезнев. 5 ноября 2008 г.

Эдесса - ведущий центр, объединяющий грекоязычный эллинизированный Восток Римской империи и арамеозычный мир персидской Месопотамии. Древнейшие истоки: школы писцов и их роль в аккадской и шумерской культурах. Иудейские школы в Сирии и Персии. Продолжение Эдесской школы в Нисивине: Нарсай и Бар Савма Нисивинский.

Трактат Бархадбшаббы Хальванского «Причина основания школ». Откровение как научение, мир как Школа. Школы Ноя, Авраама, Моисея. Иисус обновляющий Школу Отца. Уровни школ у Бархадбшаббы: «бет драша» («эскола») и «кнушйа» (собрание). Соответствие их уровням «бет ха-мидраш» и «бет ха-кнесет» (Р.Масина). Истории школ: от Александрии до Нисивина.

Важнейший момент в культуре школ: традиция, «машлманута д-эскола». «Традиция» как производное от «цельности» («ш-л-м»). Навыкание к совершенству у Ефрема Сирина. Антиохийская традиция, усваиваемая через деэллинизацию в сирийских школах. Переводы Феодора и Нестория. Сообщение Бархадбшаббы об Аврахамe Бетраббанском. Цепь предания: Аддай-Ефрем-Нарсай-Аврахам.