11.03.09. Проблема иноверия и онтологические интуиции средневекового персидского суфизма

 

А. А. Лукашев


Тезисы доклада
 
Проблема иноверия и онтологические интуиции средневекового персидского суфизма (на материале поэмы М.Шабистари "Цветник тайны"). Андрей Александрович Лукашев. 11 марта 2009 г.

В средневековой персидской суфийской поэзии большое место занимает иноконфессиональная эпатажная тематика. Лирический герой часто изображается в синагогах, капищах, христианских храмах, занимающимся винопитием и придающимся любовным утехам. Не вызывает сомнений тот факт, что подобные описания - лишь метафоры для изложения автором своего мировоззрения. Вопрос заключается в том,  что позволяет мусульманскому поэту с легкостью оперировать описанной образностью.

Причина лежит в специфике онтологических воззрений суфийской традиции.

Онтологическая система средневекового персидского поэтического суфизма определяется концепцией единства бытия. В соответствии с этой концепцией универсум заключен в Боге. Вместе с тем, Бог проявляется в каждой конкретной вещи феноменального мира. Таким образом, чему бы ни поклонялся человек, если он видит в объекте своего поклонения Бога, организующего универсум в единство бытия, этот человек - истинный мусульманин. Этим объясняется легкость, с которой персидские поэты обращались с иноконфессинальной образностью.

Если же этот человек формально принадлежит к мусульманской общине, но не принимает описанную концепцию единства бытия, для носителя традиции он - идолопоклонник. Вместе с тем, кем бы человек ни был, он наравне с другими представителями феноменального мира является проявлением благого божества и, следовательно, благ по своей природе.