Смирнов Андрей Вадимович, доктор философских наук, главный научный сотрудник

Смирнов Андрей Вадимович

Доктор философских наук (ИФ РАН 1998), Академик РАН (2016), директор Института философии РАН, заведующий сектором философии исламского мира ИФ РАН.

Преподаваемый курс: "Арабо-мусульманская и иранская философия".

Публикации (тексты доступны на персональной странице)

Монографии

Великий шейх суфизма (опыт парадигмального анализа философии Ибн Араби). - М.: "Наука" (издательская фирма "Восточная литература"), 1993.

Аль-Кирмани, Хамид ад-Дин. Успокоение разума (Рахат аль-акль). Введение, перевод с арабского и комментарии. М.: "Ладомир", 1995 (рецензия в Bulletin of the SOAS).

Логика смысла. Теория и ее приложение к анализу классической арабской философии и культуры. М.: "Языки славянской культуры", 2001 (рецензия в Transcendent Philosophy)

Логико-смысловые основания арабо-мусульманской культуры: семиотика и изобразительное искусство. М.: ИФРАН, 2005

La Filosofia Mistica e la ricerca della Verita / Pres. et trad. Alberto De Luca. Roma: Simmetria, 2005 ("Мистическая философия и поиск истины" - на итал. яз.)

Il vortice divino. Il monismo come interdipendenza tra zâhir-bâtin: il punto di vista musulmano e la filosofia mistica di Ibn ´Arabî (Божественный водоворот. Монизм как  захир-батин-переход: традиционная исламская мысль и мистическая философия Ибн ‘Араби). Dialegesthai. Rivista telematica di filosofia. 5 dicembre 2008 - на итал. яз.

О подходе к сравнительному изучению культур. СПб.: Изд-во СПбГУП, 2009

Бессмертная О.Ю., Журавский А.В., Смирнов А.В., Федорова Ю.Е., Чалисова Н.Ю., Россия и мусульманский мир: Инаковость как проблема / Отв. ред. выпуска А.В.Смирнов. – М.: Языки славянских культур, 2010. – (Orientalia et Classica: Выпуск XXVII).


Статьи

на русском

Три решения проблемы трансцендентности и имманентности божественной сущности в философии Ибн Араби // Рационалистическая традиция и современность: Ближний и Средний Восток. - М., Наука, 1990, с.206-223.

Путь к Истине: Ибн Араби и Николай Бердяев (о двух типах мистического философствования) // Параллели (Россия - Восток - Запад). Альманах философской компаративистики, Выпуск 1. - Филос. общ-во СССР, М., 1991, с.109-143; перепечатано в: Христиане и мусульмане: проблемы диалога. Хрестоматия (сост. А.Журавский). М.: ББИ, 2000, с.402-434.

Механизмы смыслогенерации как ключ к пониманию инокультурных философских традиций. Сравнительный анализ европейской и средневековой арабской мысли (резюме доклада. Секция 30: "Сравнительная философия") // XIX World Congress of Philosophy, v.2. 1993.

Философия Николая Кузанского и Ибн Араби: два типа рационализации мистицизма // Бог, человек, общество в традиционных культурах Востока. - М., Наука, 1993, с.156-175.

Христианские мотивы в религиозно-философских концепциях суфизма и исмаилизма // Ислам и проблемы межцивилизационных взаимодействий. М., 1994, стр.268-278, а также в журнале Восток, № 6, 1993, стр.12-18.

Диалог буддиста и суфия о том, что есть Истина (в соавторстве с А.А.Накорчевским) // Историко-философский ежегодник 1992. - М., Наука, 1994, с.182-199.

К вопросу об особенностях арабской семиотической теории // Невербальное поле культуры. Материалы научной конференции "Невербальные коммуникации в культуре". М., РГГУ, 1995, с.149-150.

Существует ли "всемирная философия", или проблема преодоления чуждости чужого // Историко-философский ежегодник 1994. - М., Наука, 1995, с.352-360.

Аль-Аш‘ари, Абу аль-Хасан. “О чем говорили люди ислама и в чем разошлись вершившие молитву” (отрывки). Перевод с арабского // М.Т.Степанянц. Восточная философия: вводный курс. Избранные тексты. 1-е изд. М., Издательская фирма “Восточная литература” РАН, 1997, с.365-384.

Что стоит за термином "средневековая арабская философия" (рассмотрение вопроса в ракурсе проблематики истинности и причинности) // Средневековая арабская философия: проблемы и решения. М., Восточная литература, 1998, с.42-81

Справедливость (опыт контрастного понимания) // Средневековая арабская философия: проблемы и решения. М., Восточная литература, 1998, с.250-295

Ибн Араби. [Наставления ищущему Бога.] Мекканские откровения, т.4, с.453-455. Введение, перевод с арабского и комментарии // Средневековая арабская философия: проблемы и решения. М., Восточная литература, 1998, с.296-338

Словарь средневековой арабской философской лексики // Средневековая арабская философия: проблемы и решения. М., Восточная литература, 1998, с.379-520

Возможна ли трактовка Универсума как языкового феномена? Саадия Гаон и его «Комментарий на "Книгу творения"» (Историко-философский ежегодник-1997. М., Наука, 1999, с.283-307)

Соизмеримы ли основания рациональности в разных философских традициях? Сравнительное исследование зеноновских апорий и учений раннего калама. Журнальный вариант: Вопросы философии, 1999, № 3, с.168-188. Полный текст: Сравнительная философия. М.: Изд. фирма «Вост. лит-ра» РАН, 2000, с. 167-212

Становление мусульманской доктринальной мысли и ранняя исламская философия (к вопросу о взаимном влиянии на примере ал-Фикх ал-’акбар псевдо-Абу Ханифы). Введение, перевод с араб. и комментарии // Вестник РГГУ. Вып. 4. Восток: Исследования. Переводы. М.:РГГУ, 2000, с. 52-86

Подражания восточным стихотворцам: встреча русской поэзии и арабо-персидской поэтики (в соавторстве с Н.Ю.Чалисовой) // Сравнительная философия. М., Изд. фирма "Вост. лит-ра" РАН, 2000, с.245-344

Нравственная природа человека: арабо-мусульманская традиция // Этическая мысль: Ежегодник. М.: Ин-т философии РАН, 2000, с.46-70

Статьи по средневековой арабской философии для "Новой философской энциклопедии", М.: Мысль, 2000-2001

Статьи по средневековой арабской философии для энциклопедии «Кругосвет» (www.krugosvet.ru)

Статьи по мусульманской этике в энциклопедическом словаре "Этика" (М.: Гардарики, 2001)

Философский поиск ас-Сухраварди // Исламская культура в мировой цивилизации и новые идеи в философии. СПб: Изд-во С.-Петерб. ун-та, 2001, с.94-106; статья перепечата в издании: Труды по культурной антропологии (памяти Г.А.Ткаченко). М.: Издательская фирма «Восточная литература» РАН, Издательский дом «Муравей», 2002, с.411-421

Номинальность и содержательность: почему некритическое исследование «универсалий культуры» грозит заблуждением // Универсалии восточных культур. М.: Изд. фирма «Вост. лит-ра» РАН, 2001, с.290-317

Словарь категорий: Арабская традиция // Универсалии восточных культур. М.: Изд. фирма «Вост. лит-ра» РАН, 2001, с.346-382

[Памяти Григория Александровича Ткаченко] // Люйши Чуньцю. Весны и осени господина Люя. Лао-цзы. Дао Дэ Цзин (Трактат о Пути и Доблести) / Пер. с китайского, предисловие, примечания и словарь Г.А.Ткаченко. М.: Мысль, 2001 (серия "Философское наследие") - Послесловие. Стр.512-519

Культура ислама: от смысла к стилю (интервью А.А.Амраховой) // «Musiqi Dunyasi». Баку, № 1-2, 2002, с.169-181

Спецкурс «История средневековой арабской философии». Темы // История философии. Программа углубленного изучения (для студентов, аспирантов, преподавателей) / Ред. Н.В.Мотрошилова, И.А.Михайлов, Э.Ю.Соловьев. М.: «Феноменология-Герменевтика», 2002, стр. 48-50

Возможно ли понимание еврейской философии как единой традиции? (Вместо послесловия) // Р. Йошпе. Что такое еврейская философия? Иерусалим-М.: Гешарим-Мосты культуры, 2003, с. 118-125

Классическая арабо-мусульманская этическая мысль // История этических учений / Ред. А.А.Гусейнов. М.: Гарадарики, 2003, стр. 204-309

Логические основания – мера инакости? // Казус: Индивидуальное и уникальное в истории, 2003. М.: ОГИ, 2003, стр. 525-539

О логической интуиции арабо-мусульманской культуры // Новое литературное обозрение, № 64 (6/2003). М.: НЛО, 2003, стр. 81—96

Рецензия на книгу: Аш-Ширази, Садр ад-Дин (мулла Садра). Престольная мудрость / Пер. с араб., предисл. и примеч. Я.Эшотса. М.: Изд. фирма «Восточная литература» РАН, 2004 // Вестник Российского философского общества, № 2 (30) 2004, М., 2004, с.78-79

О понятии «свобода» в арабо-мусульманской культуре // Историко-философский ежегодник-2003. М.: Наука, 2004, стр.393-399

Дуализм и монизм: различие и сходство двух вариантов суфийской этики // Сравнительная философия: Моральная философия в контексте многообразия культур. М.: Изд. фирма «Вост. лит-ра» РАН, 2004, стр. 243-251

«Терпимость» или «вседозволенность»: дополнительность содержания и логики построения понятия // Одиссей. Человек в истории. 2004 / Гл. ред. А.Я. Гуревич. М.: Наука, 2004, стр.205-225

Мусульманская этика как система // Этическая мысль. Вып. 6 / Отв.ред. А.А. Гусейнов. М.: ИФ РАН, 2005, стр. 51—75

Основания рациональности в разных культурах (Выступление в Новгородском государственном университете им. Я.Мудрого, ноябрь 2005 г.)

История классической арабской философии // Вестник Российского гуманитарного научного фонда 2006, № 1 (42). М., 2006, стр.106-113

Рецензия на книгу: Salman H. Bashier. Ibn al-‘Arabī’s Barzakh. The Concept of the Limit and the Relationship between God and the World. Albany: SUNY Press, 2004 // Journal of the Muhyiddin Ibn ‘Arabi Society. Oxford: Vol. XL, 2006, p.120-125

Культура и рациональность. Интервью // Вопросы философии, № 1, 2007, стр. 16-25

Логико-смысловой подход в сравнительной философии (Выступление в Новгородском государственном университете им. Я.Мудрого, ноябрь 2006 г.)

Сравнительная философия как философская дисциплина // Актуальные проблемы развития мировой философии. Астана: Евразийский национальный университет им. Л.Н.Гумилева, 2008, стр. 37-43

«Благо» и «зло» в исламской традиции и философии (к постановке вопроса). Избранные тексты // Этическая мысль. Выпуск 8 / Отв. ред. А.А. Гусейнов. М.: ИФРАН, 2008, стр. 154-193

Ибн Халдун и его «новая наука» // Историко-философский ежегодник 2007. М.: Наука, 2008, стр.159-186

Ибн Халдун. Введение (ал-Мукаддима) / составл., пер. с араб. и примеч. А.В. Смирнова // Историко-философский ежегодник 2007. М.: Наука, 2008, стр. 187-217

Специфика или инаковость? Проблема соотношения знания и веры и логико-смысловая архитектоника культуры // Сравнительная философия: знание и вера в контексте диалога культур. М.: Вост. лит., 2008, стр. 139-154

Культурологическая компаративистика в работах Г.А. Ткаченко // Григорий Ткаченко. Избранные труды: китайская космология и антропология. М.: РАО Говорящая книга, 2008, стр. xxii-xxvi

Как возможен перевод? Язык, мышление и логика смысла // Философия и этика: сборник научных трудов. К 70-летию академика А.А.Гусейнова. — М.: Альфа-М, 2009, стр. 360-374

Можно ли строго говорить о непереводимости? Тезисы доклада // Междисциплинарный круглый стол «Перевод как проблема социальных и гуманитарных наук». Б.м., б.г., стр.17-18 (Гуманитарные чтения РГГУ 2009, 25 марта – 2 апреля 2009 г., пленарное заседание «Теория и методология гуманитарного знания»)

Как различаются культуры? // Философский журнал. № 1(2), 2009. М.: ИФ РАН, 2009, стр. 61-72

Логические основания философии времени мутазилитов // Философский журнал. № 2(3)/2009, стр.132-163 (в соавторстве с А.М.Анисовым)

Типология культур и картина мира // Диалог культур и партнерство цивилизаций: IX Международные Лихачевские чтения, 14-15 мая 2009 г. СПб.: Изд-во СПбГУП, 2009, стр.292-299

Можно ли строго говорить о непереводимости? // Гуманитарные чтения РГГУ — 2009: Теория и методология гуманитарного знания. Гуманитарное знание и образование: Сб. материалов. М.: РГГУ, 2010, стр.37-54

Архитектоника мусульманской этики // Ишрак: Ежегодник исламской философии. № 1. — М.: Языки славянских культур, 2010, стр.169-192

Смыслополагание и инаковость культур // Россия и мусульманский мир: инаковость как проблема / Отв. ред. выпуска А.В.Смирнов. — М.: Языки славянских культур, 2010, стр.15-123

Христианские мотивы в узоре исламской мысли: Ибн Араби и ал-Кирмани // Syriaca & Arabica (Символ 58). Париж-Москва, 2010, стр.91-103

Возможна ли не-западная философия? // Философский журнал. № 1(6)/2011. М.: ИФ РАН, 2011, стр. 5-9

Светоносный мир: логико-смысловой анализ оснований философии ас-Сухраварди // Ишрак: Ежегодник исламской философии. № 2. — М.: «Издательская фирма «Восточная литература» РАН, 2011, стр.14-27

Шихаб ад-Дин Йахйа ас-Сухраварди. Мудрость озарения (отрывок). Перевод с арабского и комментарии А.В.Смирнова // Ишрак: Ежегодник исламской философии. № 2. — М.: «Издательская фирма «Восточная литература» РАН, 2011, стр.28-46

Путь к истине: Ибн Араби и Николай Бердяев // Камень веры: Духовное наследие христианства и ислама. № 1. М., 2011, стр. 175-203

Ибн ‘Араби. Геммы мудрости. Глава 1 (отрывок). Перевод с арабского и комментарий А.В.Смирнова // Ишрак: Ежегодник исламской философии. № 3. М.: Вост. лит., 2012, стр. 62-76

Бог-и-мир и Истина истин: логико-смысловой анализ оснований концепции Ибн ‘Араби // Ишрак: Ежегодник исламской философии. № 3. М.: Вост. лит., 2012, стр. 41-61

Работа над ошибками: чем объяснить герменевтическую неудачу Т.Ибрагима? // Ишрак: Ежегодник исламской философии. № 3. М.: Вост. лит., 2012, стр. 601-634

Философия перевода и перевод философии // Философский журнал. № 1(8), 2012. М.: ИФ РАН, 2012, стр. 40-58

Зачем востоковеду методология компаративистики? Тезисы доклада на секции «Сравнительная философия» на VI Российском философском конгрессе (Н.Новгород, 27-30 июня 2012 г.)

Каким может быть философское исламоведение? Универсалистский, цивилизационный, логико-смысловой подходы // Исламская философия и философское исламоведение: перспективы развития. М.: Языки славянских культур, 2012, стр.21-34

Как можно говорить о логиках мышления разных культур? (Послесловие к статье Го Сяоли) // Философский журнал. № 1(8), 2012. М.: ИФ РАН, 2012, стр. 98-102



на английском

The Path to Truth. Ibn `Arabi and Nikolai Berdiaev (Two Types of Mystical Philosophizing) // Russian Studies in Philosophy. Winter 1992-93/vol.31, N 3. M.E.Sharp, Armonk, New York, 1993, p.7-39.

Nicholas of Cusa and Ibn `Arabi: Two Philosophies of Mysticism // Philosophy East and West. A Quarterly of Comparative Philosophy. Honolulu, vol.43, N 1, January 1993, p.65-86.

Understanding Justice in Islamic Context: Some Points of Contrast with Western Theories // Philosophy East and West. A Quarterly of Comparative Philosophy. Honolulu, vol. 46, N 3 (July 1996), p.337-350.

Toward a Comprehensive View of Jewish Philosophy: the Middle Ages and the Modern Era // Jewish Philosophy and the Academy. ed. E.L.Fackenheim and R.Jospe. Madison-Teaneck, Fairleigh Dickinson University Press, London: Associated University Presses, 1996, p.93-99.

Causality and Islamic Thought, in: A Companion to World Philosophies, ed. E. Deutch and R. Bontekoe, Blackwell publishers, 1st ed., 1997, pp.493-503.

Truth and Islamic Thought, in: A Companion to World Philosophies, ed. E. Deutch and R. Bontekoe, Blackwell publishers, 1st ed., 1997, pp.437-447.

The Universe as a Phenomenon of Language: Sa‘adiah Gaon’s Commentary to the Book of Creation. — in: Paradigms in Jewish Philosophy, ed. R.Jospe, London, Associated University Presses, 1997, pp.87-111.

Do the Fundamentals of Rationality in Different Philosophical Traditions Correspond? A comparative study of Zeno’s paradoxes and teachings of early Kalām // Islam - West Philosophical Dialogue: the papers presented at the World Congress on Mulla Sadra, May, 1999, Tehran. Tehran: Sadra Islamic Philosophy Research Institute, 2004, p.109-120.

Al-Fiqh al-Akbar of Abu Hanifa and Early Islamic Philosophy: Mutual Influences. Summary, introduction, translation, and commentary - in: Yearbook of the Russian State University for Humanities. N.4, part II. Moscow: RSUH Press, 2000, pp.52-86

The Sufi Concept of Being: How Unlimited Universal Tolerance Could Be? (Onto-Logical Foundation of Ultimate Religious Tolerance) - Paper presented at the International Conference The role of Sufism and Muslim brotherhoods in contemporary Islam. An alternative to the political Islam? (Turin, 20-22 November 2002)

Dualism and Monism: How Different the Two Versions of Sufi Ethics Really Are? - Paper presented at the International Conference on Mawlawi Rumi organized by the Institute of Islamic Studies, London and The School of Oriental and African Studies (SOAS) of the University of London (London 25-26 January 2002)

Ṣūfī Ḥayra and Islamic Art: Contemplating Ornament through Fuṣūṣ al-Ḥikam - Paper presented at the International Conference Sufism, gnosis, art: the thought of Ibn Arabi and Shah Nimatullah (Seville, 22-23 November 2004) organized by the University of Seville and Inter Cultural Center, USA

Book review: Salman H. Bashier. Ibn al-‘Arabī’s Barzakh. The Concept of the Limit and the Relationship between God and the World. Albany: SUNY Press, 2004 // Journal of the Muhyiddin Ibn ‘Arabi Society. Oxford: Vol. XL, 2006, p.120-125


на болгарском

Понятието за объркване хайра в суфизма и ислямското изскуство: съзерцанието на орнамента през призмата на Фусус ал-хикам // Orientalia: Списание за Изтока, София: Нов Български Университет, 2005, № 1, с.77 - 85


на итальянском

Il concetto di "essere" nel sufismo: quale spazio per una tolleranza universale? Il problema della diversità religiosa // Sufismo e confraternite nell'islam contemporaneo: Il difficile equilibrio tra mistica e politica. [Torino]: Fondazione Giovanni Agnelli, 2003, p.27—45

Nicola di Cusa e Ibn ‘Arabi: Due Filosofi del Misticismo // Rivista di Ascetica e Mistica, Anno 74, 2005, n. 2 April-Giugno. Firenze: Convento S. Marco, p.317-354

La Ḥayra [perplessità] Ṣūfī e l’Arte islamica: La contemplazione della decorazione attraverso i Fuṣūṣ al-Ḥikam // EstOvest: sito web dedicato alla comparazione culturale, 29 ottobre 2005


на китайском

(Глобализация и национальная культура. Чему нас может научить Н.Я. Данилевский сегодня?) // Сучжоу дасюэ сюэбао. Чжэсюэ шэхуй кэсюэбань (Journal of Suzhou University/ Philosophy & Social Science. Научный вестник Сучжоуского Университета. Серия «Философские и общественные науки»). 2007, №5, с. 1-4


на персидском

Айа мабани-йи ‘акланийат дар сунун-и фалсафи-йи мухталиф ба хам мутабакат даранд? Мутали‘а-йи тахкикати-йи парадуксха-йи Зинун ва калам-и мутакаддим // Мулла Садра: ‘Ирфан, калам ва дин. Маджму‘а-и макалат-и хумайиш-и джахани-йи хаким-и мулла Садра (Аввал-и хурдадмах 1378 [1999], Техран). Т.10. Тегеран, 1383 [2004], стр. 115-124.

E-mail: ori iph.ras.ru