Бессмертная Ольга Юрьевна, кандидат культурологии

О.Ю.Бессмертная

В РГГУ с 1994 г. Специалист по истории культур, литературе и журналистике мусульманских сообществ Западной Африки (хауса) и России (внутренняя Россия и Кавказ) конца XIX–начала ХХ в. Автор исследований, посвященных ответам мусульман на европейский колониальный вызов в писательских и поведенческих практиках, трансформациям «традиционного» знания, «культурному билингвизму», взаимным представлениям, кросс-культурным контактам и мусульманской политике российского государства. Занимается также проблемами российской модерности, конструирования культурных границ, коллективной и индивидуальной идентичности; социальными механизмами авантюризма, самозванчества, обмана; социальными функциями литературы и ориентализма. Теоретические и историографические интересы включают биографию как исследовательский жанр; отношения индивидуального и общего в истории; «микроисторию», «прагматический поворот», новую имперскую историю; концепции культуры.

   
Печатные труды

Книги, составительство (ответственное редактирование) и разделы в коллективных монографиях

Готовится к печати:

Мусульманский Азеф, или Энциклопедия русской жизни: игра в Другого на пространствах поздней Империи («Языки славянских культур»)

Христиане в представлениях мусульман: конструирование Другого (Хаусаленд, начало ХХ века). М., Изд-во РГГУ (Сер. «Orientalia et Classica»). (18 а.л)

 

2010

Раздел в коллективной монографии: Культурный билингвизм? Игра смыслов в одной скандальной статье (Из истории отношений мусульманских оппозиционеров и русских «государственников» в позднеимперской России) // Россия и мусульманский мир: инаковость как проблема. Под ред. А.В. Смирнова: ИВКА: Orientalia et Classica; ИФ РАН; Языки славянских культур, 2010. С. 197-383 (11 а.л.).

 

2007

Российское государство и российские мусульмане: полемика о панисламизме (1907-1914). Учебное пособие (9 а.л.). Смольный институт свободных искусств и наук, СПГУ (сетевое издание).

 

2003

Ред-сост. и зам. гл. ред.(с М.А.Бойцовым): Homo Historicus: К 80-летию со дня рождения Ю.Л. Бессмертного. М., 2003. Т. 1-2. (Т. 1: 799 стр.; Т. 2: 407 стр.; всего: 77,1 уч-изд.л.).

 

2003

Ред.-сост. дискуссионной рубрики: Иная «Иная история»?.. (5 а.л.) // Казус: Индивидуальное и уникальное в истории – 2003. М., 2003. С.479-594.

 

2000

Христиане-европейцы в представлениях мусульман Хаусаленда: культурные стратегии конструирования “другого” (начало ХХ века) – Дисс. канд. культурологии (18 а.л.).

 

1994

Раздел в коллективной монографии: Литература на языке хауса // История всемирной литературы. М., "Наука", т.8, с.693-97, 743-44.

 

1990

Раздел в коллективной монографии: Литература на языке хауса // "История всемирной литературы", М., "Наука", т.7, с.691-95, 741.

 

Статьи, интервью и переводы первичных источников

 

2016

Кем же был М.-Б. Хаджетлаше, или нужда в обмане // Ya evaṃ veda… - Кто так знает… Памяти В.Н. Романова. [Сб.ст.] / Под ред. И.С.Смирнова; Сост. Н.Ю.Чалисова (отв.ред.), Н.В.Александрова, М.А.Русанов. («Orientalia et Classica: Труды Института восточных культур и античности»; вып. LXI.) М.: РГГУ, 2016. С. 135-190, 450. (3 а.л.)

 

2015

Был ли Хаджетлаше мусульманином? Одно странное конструирование идентичности в поздней Российской империи // Казанское исламоведение. Т.1. №1. 2015. С. 162-200 (2,8 а.л.)

Интервью журналу Гефтер (аудио): Неофициальная советская медиевистика: текст как жизнь. – По следам конференции в ИГИТИ НИУ ВШЭ: историографические комментарии Ольги Юрьевны Бессмертной // Электронный журнал «Гефтер», 2.04.2015. URL: http://gefter.ru/archive/14724; также: https://www.youtube.com/watch?v=CJzvawO9WTo&feature=youtu.be (52 мин.)

Интервью об истории советских и постсоветских университетов авторам проекта Центра университетских исследований ИГИТИ НИУ ВШЭ. URL: http://igiti.hse.ru/unimemory/int-bessm (1,8 а.л.)

 

2014

Разведывательное государство? Как не развалился правительственный дискурс о панисламизме, или «тренировочная площадка» шпиономании в последние «мирные» годы Российской империи // Первая мировая война в «восточном измерении». Сборник статей. — М.: Институт востоковедения РАН, 2014. С. 7-28. (1,5 а.л.)

 

2013

Спор авангардистской и соцреалистической утопий: «Веселые ребята» — почему не «Пастух из Абрау-Дюрсо»? (Два сценария первой советской музыкальной кинокомедии) // От великого до смешного: Инструментализация смеха в российской истории ХХ века. Сборник статей / Под ред. И.В. Нарского и др. Челябинск: Каменный пояс, 2013. С. 184-213 (2,5 а.л.)

 

2012

Почему примордиальна российская культура? Один из аспектов «памяти понятия» // Неприкосновенный запас 85 (5/2012). С. 221-237 (1,32 а.л.). http://www.nlobooks.ru/node/2807

Bessmertnaya О. Un agent-provocateur musulman, ou un Orientaliste de plus : « jouer à l’autre » dans les miroirs império-orientalistes / in: Anna Pondopoulo (éd.), Les Orients dans la culture russe // Slavica Occitania, 35, 2012, p. 83-126 (2,6 а.л.)

Мусульманский Азеф, или игра в Другого: метаморфозы Магомет-Бека Хаджетлаше. Почти роман // Казус: индивидуальное и уникальное в истории. 2007–2009. М., изд-во РГГУ, 2012. С. 209-298 (7,1 а.л.).

 

2011

Как рассказать биографию негодяя? (Мусульманский Азеф, или ровесник Ленина) // Право на имя: Биографика 20 века. Восьмые чтения памяти В. Иофе. Научно-информационный центр «Мемориал, СПб; Европейский университет в СПб. СПб. С. 75-89.

Ахметуковедение: создание национального писателя в адыгейском литературоведении // Фальсификации и конструирование этнократических мифов. Под ред. В.А.Шнирельмана и А.Е.Петрова. ОИФН РАН. С. 268-274, 367-370.

 

2008

A Muslim Double Agent Illuminates Russian Imperial Culture / Ed. by R.Wessling // Stanford University, Center for Russian, East European & Eurasian Studies Chronicle. Summer/Autumn 2008, p. 29-30.

 

2006

Le "panislamisme" existait-il? La controverse entre l’Etat et les réformistes musulmans de Russie (autour de la « Commission spéciale » de 1910). // Le choc colonial et l’islam. Les politiques religieuses des puissances coloniales en terre d’islam. – P., « La Decouverte », p. 485-515.

 

2005

Перевод: Отрывок из поэмы мусульманского мыслителя Альхаджи Умару о колониальных войнах в Западной Африке. 1899-1901 гг.// История Африки в документах: 1870-2000. Том 1. М., Наука, 2005 с.285-289.

 

2004

Эти странные, странные страны: как мусульмане «конструировали» христиан в Хаусаленде в начале ХХ века? (Логические основания и измерения индивидуального) //Индивидуальное и коллективное в истории. Материалы научной конференции. СГУ, сентябрь 2001 г. Саратов, СГУ,.с.15-25, 0,5 п.л.

Откуда вопрос о логических основаниях? (Один из возможных разговоров с Ю.Л. Бессмертным)//Индивидуальное и коллективное в истории. Материалы научной конференции. СГУ, сентябрь 2001 г. Саратов, СГУ, с.6-14, 0,5 п.л.

 

2003

Ю.Л. Бессмертный и «новая историческая наука» в России (в соавт. с Н.Копосовым)// Homo Historicus, Т.1. С.122-160. (2 а.л.).

Введение (в соавт. с М.Бойцовым) // Homo Historicus. Т. 1. С. 16-26. (0,5 а.л.).

Вокруг последних работ Ю.Л. Бессмертного (введение к рубрике) (0,2 а.л.) // Казус: Индивидуальное и уникальное в истории - 2003. С. 479-483.

Статья: Иная логика странного прошлого: в ней ли казус? // Казус: Индивидуальное и уникальное в истории - 2003. С. 497-512, 584-586. (0,9 а.л.)

По-прежнему не подводя итогов… (заключение к рубрике) // Казус: Индивидуальное и уникальное в истории - 2003. С.576-583, 592-594. (0,5 а.л.)

 

2000

A Hausa Author's Idea of Literature as an "About-Face" Response to the British Literary Challenge. // Multiculturalism and Hybridity in African Literatures. Ed. H. Wylie and B. Lindfors. Lawrenceville, New Jersey.: Africa World Press. P.87-102. (0,5 а.л.)

Русская культура в свете мусульманства: текст и поступок // Христиане и мусульмане: проблемы диалога. Под ред. А. Журавского. М.: Изд-во ББИ. С. 469-530. (3 а.л.)

“Уйти, чтобы остаться”: проблема целостности мусульманской общины в хаусанской поэме о европейском завоевании. Вст. ст., перевод и комментарий: “Приход христиан” - Поэма на хауса, приписанная последнему халифу Сокото Аттахиру I // Вестник РГГУ № 4. Институт восточных культур. Исследования и переводы. Кн. 2. С. 118-175. (3 а.л.)

Автореферат диссертации на степень канд. культурологии :“Христиане-европейцы в представлениях мусульман Хаусаленда: культурные стратегии конструирования “другого” (начало ХХ века)” (2 а.л.).

 

1999

Об истории в культуре и культуре в истории (фрагментация историописания и социальная ответственность историка) // Историк в поиске. Микро- и макроподходы к изучению прошлого. Доклады и выступления на конференции. 5 - 6 октября 1998. М., с. 253- 259.

 

1997

"Мусульмане в постсоветском пространстве" (Материалы "круглого стола, проходившего в Институте восточных культур в январе 1997 года) // в соавторстве с А.В.Журавским, М.Д.Назарли, А.Кудрявцевым. -Диа-Логос. Религия и общество. 1997. Москва. "Истина и жизнь", с.265-283 (участник дискуссии).

 

1996

Русская культура в свете мусульманства: мусульманский журнал на русском языке, 1908-1911 // Одиссей: Человек в истории -1996. М., "Наука", 1996, с.268-286, 358-59.

 

1993

Чтобы в мире не прибавилось зла. (Обсуждение за "круглым столом": Ислам и христианство в меняющемся мире: проблема взаимоотношений".) // Восточный экспресс, М., № 1, с.19-27 (участник дискуссии).

"Правильный вымысел": идея литературы в понимании одного хаусанского автора // 'Scribantur haec...' Проблема автора и авторства в истории культуры". Научная конференция. М., изд-во РГГУ, с.44-46, 105-106.

"Приход христиан", "прогресс" и судьбы мира: координаты восприятия мусульманами Хаусаленда европейцев и европейской цивилизации (1900-1950) //Ислам и проблемы межцивилизационного взаимодействия. Май 1992. Тезисы докладов и научных сообщений. М., с.25-31.

 

1992

"Взрослые вопросы" к хаусанской литературе: освоение авторского художественного вымысла. К постановке проблемы // Взаимодействие культур и литератур Востока и Запада. / Под ред. П. А. Гринцера, И. Д. Никифоровой. М., Наука, 1992. Вып. 2: Принципы исследования литератур Африки в системе мировой литературы. С. 269-287.

 

1989

Лаборатория возникновения жанра: авторский сюжетный вымысел (первые повести на языке хауса). // V Всесоюзная конференция африканистов 'Новое мышление и Африка'... Тезисы докладов и научных сообщений. М. Вып. 4, ч. 2, 47-51.

 

1988

Письмо С.Зунгура к А.Кано: аджами, латиница и культурная ориентация // Язык в Африке: лингвистические проблемы в современной африканистике. Материалы сессии научного совета АН СССР по проблемам Африки. М. Вып. 2, с.42-47.

 

1986

Г.Фэрнисс. Литература хауса: состояние и перспективы изучения. // Общественные науки за рубежом, сер. 7: "Литературоведение, №4 (реферат)

 

1984

Система культурных ценностей в произведениях на языке хауса 2й половины 20 века. // IV Всесоюзная конференция африканистов 'Африка в 80-е годы: итоги и перспективы развития'... Тезисы докладов и научных сообщений. М. Вып. 4, ч.1, с.106-109.

 

1982

Предки // Мифы народов мира. Энциклопедия. М., "Советская Энциклопедия". Т.2, с.333-335. (В соавторстве с А.Л.Рябининым). (Несколько изданий)

Оценочные суждения хаусанского интеллигента // "Вторая всесоюзная школа молодых востоковедов (Тбилиси, октябрь 1982). Тезисы." ИВ АН СССР. Т.2, с.163-166.

 

1979

К методике выделения сказочных функций //Литература двух континентов, изд-во МГУ, с. 168-175

 

1978

Ги Никола. Социальная динамика и восприятие мира в одном из хаусанских обществ //Реферат. "Общественные науки за рубежом", сер. 9: "Востоковедение и африканистика", № 1. (реферат)

 

1977

Опыт морфологического анализа фольклорной прозы хауса // "Математические методы в историко-культурных и историко-экономических исследованиях", М., "Наука", с. 191-234.

 

Публикации историографических источников, переводы научных статей, научное редактирование:

 

2003

Публикация (монтаж текста, восстановление аппарата, введение, комментарий): Ю.Л. Бессмертный. Рыцарское счастье – рыцарское несчастье (Западная Европа, XII-XIII вв.). (1,8 а.л.) // В своем кругу: Индивид и группа на Западе и Востоке Европы до начала Нового времени. М. 2003. (С. 49-82.)

Публикация: Ю.Л. Бессмертный. О понятиях «Другой», «Чужой», «Иной» в современной социальной истории. //Казус: Индивидуальное и уникальное в истории - 2003. С. 492-496. (0,2 а.л.)

Публикация: Ю.Л. Бессмертный. Индивид и понятие частной жизни в средние века (в поисках нового подхода) // Там же. С. 484-491. (0,5 а.л.)

Публикация, монтаж текста, восстановление аппарата, представление, коммент.: Юрий Бессмертный. Другое средневековье, другая история средневекового рыцарства: Материалы к лекции //Homo Historicus… Т.1. С. 72-99. (1,5 а.л.)

Публикация, монтаж текста, представление, коммент.: Юрий Бессмертный. Зима тревоги нашей. Судьбы историков в пост-перестроечной Москве // Там же. Т.1. С. 56-71. (0,8 а.л.)

Публикация, представление, коммент.: Юрий Бессмертный. Август 1991 г. глазами московского историка: Судьбы медиевистики в СССР // Там же. Т.1. С. 29-55. (1,3 а.л.)

Ред. перевода: Д. Бартелеми. Рыцарство. «Первый феодальный период» (XI-XIIвв.) // Там же. Т.1. (0,8 а.л.)

Ред. перевода: Ж. Ревель. Возвращение к событию: пути историописания // Там же. Т.1. (1,1 а.л.)

Ред. перевода: М. Мастрогрегори. Освобождение от прошлого // Там же. Т.1. (0,7 а.л.)

Ред. перевода: Ж.-М. Мартэн. “История современности” в южной Италии IX в.: “Ystoriola” Эрхемперта // Там же. Т.1 (0,7 а.л.)

Ред. перевода: Г. Спигел. Мишель Фуко и проблема генеалогии // Там же. Т.1. (0,8 а.л.)

Ред. перевода: Ж. Дагрон. Размышления византиниста о Восточной Европе // Там же. Т.1. (0,7 а.л.)

Ред. перевода: Г. Яриц. Конструирование «себя» и «другого». Позднесредневековые визуальные образы и создание идентичностей // Там же. Т.1(0,5 а.л.)

Ред. перевода: Д. Бартелеми. Рыцарство. «Первый феодальный период» (XI-XIIвв.) // Там же. Т.1. (0,8 а.л.)

 

2002

Публикация и введение: Ю.Л. Бессмертный. Пути медиевиста в СССР // Французский ежегодник – 2002. М., 2002. С. 247-271. (введение: С. 247-250). (1,3 а.л.)