01.12.10. Запад и исламский мир в философии истории Заки Валиди Тогана: проблема культурных границ

Ильшат Рашитович Насыров

Ильшат Рашитович Насыров

Тезисы доклада

В докладе предполагается рассмотреть философские взгляды Заки Валиди Тогана (1890-1970), видного востоковеда-тюрколога и одного из лидеров российских мусульман 1917-1921 гг., на природу оснований западной и мусульманской культур в свете его философии истории, изложенной в работе «Методология исторического исследования» (Tarihte usul).  

Заки Валиди Тоган отвергал основные положения ведущих направлений мусульманской мысли в России нач. XX в. и периода русских революций и гражданской войны, указывая, что эта мысль основывается на утопических представлениях таких фигур мусульманского реформаторства, как Мухаммад ‘Абдо и др.

Заки Валиди Тоган не разделял распространенную среди европейских интеллектуалов (Е. Ренан, В. Дрепер, Е. Кремер, Р. Дози, А. Масси, П. Валери, Г. Лебон, О. Шпенглер, А. Тойнби, В. Дюран, К. Ясперс и др.) точку зрения, что экономическое отставание исламского Востока от Запада свидетельствует о том, что западная цивилизация по своей природе обладает интеллектуальным превосходством над Востоком. По его мнению, отставание Востока от Запада следует объяснять причинами экономического характера: из-за открытия европейцами морских путей сухопутные торговые пути на Востоке оказались заброшенными, что привело к экономической стагнации мусульманских стран. В эпоху творческого развития своей цивилизации исламский мир был частью западного мира, развивающегося на основаниях античной (средиземноморской) цивилизации. Западу же как цивилизация противостоит не исламский Восток, а Индия и Китай. Исламский Восток относится к восточному миру в чисто географическом смысле, рассматриваемый же в цивилизационном отношении, он (исламский Восток) на самом деле является частью западной цивилизации, отличаясь от западного мира как культура.

Вопрос о критериях усвоения стандартов западной цивилизации при возможности и даже необходимости сохранения культурных различий (собственной традиции). Есть два критерия современного творческого мышления: 1) если предмет (артефакт) создан независимым образом (как предмет свободного творчества, а не как произведение, созданное согласно традиции); 2) внимательность (dikkat) и тщательность (itina). Такие качества, как внимательность и тщательность не являются расовой особенностью, а суть результат воспитания.