26.05.10. География буддийской Индии: археология и паломничество

Н.В.Александрова      М.А.Русанов


Наталья Владимировна Александрова
Максим Альбертович Русанов

Тезисы доклада

В докладе сообщается о результатах путешествия по местам Северной Индии, связанным с жизнью Будды. Задачи поездки объединяли проблемы историко-филологических исследований, посвященных текстам, различным по жанру и языку: санскритскому жизнеописанию Будды «Лалитавистара» и запискам китайских паломников Фа-сяня (V в.) и Сюань-Цзана (VII в.). Таким образом, в выборе маршрута совпали интересы сотрудников ИВКА М. Русанова и Д. Комиссарова, работающих над переводом «Лалитавистары», и сотрудника Отдела древнего Востока ИВРАНа Н. Александровой, изучающей китайские паломнические сочинения.

Участники экспедиции посетили ряд важнейших буддийских центров. Первым пунктом маршрута было место, где некогда располагался древний город Шравасти, столица царства Кошалы, многократно упоминаемая в буддийской литературе. По преданию, царь Кошалы Прасенаджит покровительствовал Будде. Кроме того, в Шравасти жил купец Анатхапиндада, один из главных донаторов буддийской общины, подаривший Будде парк Джетавана. На этом месте был основан монастырь, существовавший до XII века и впоследствии обнаруженный археологами в XIX веке. Другим памятником археологии и одновременно объектом паломничества, посещенным в ходе поездки, была Кушинагара, место паринирваны Будды и столица древнего государства племени маллов.

 

Карта путешествия 
Карта путешествия (кликните, чтобы увеличить)

Один из самых священных городов индуизма – Варанаси – также имеет отношение к важнейшим событиям буддийской истории. Упоминания об этом городе, когда-то бывшим центром царства Каши, неоднократно встречаются в буддийском каноне, но самое главное, что на его окраине расположено место «первого поворота колеса дхармы» (первой проповеди Будды) – Сарнатх. Здесь была основана буддийская община, было построено много монастырей, впоследствии были проведены археологические раскопки и возведены современные храмы, привлекающие множество паломников. Следующим пунктом путешествия стала Бодх-Гая, расположенная на берегу реки Найранджаны (совр. Пхалгу). По преданию, именно здесь росло дерево, под которым произошло просветление Будды. Сейчас это единственное место в Индии, дающее полное представление о живом буддийском культе, поскольку весь каждодневный распорядок жизни здесь посвящен паломническому почитанию дерева Бодхи.

Говоря о буддийской Индии, нельзя не упомянуть и Раджгир. Здесь находилась древняя Раджагриха, первая столица быстро расширявшегося царства Магадхи, правители которого – Бимбисара и его сын Аджаташатру – по преданию, слушали проповеди Будды. Здесь почти каждое место в глазах буддистов освящено памятью о том или ином событии ранней истории их общины, в том числе о первом соборе в пещере Шратапарна. Неподалеку от Раджгира находится знаменитая Наланда, крупнейший буддийский университет раннего средневековья, место, где обучались и преподавали многие великие философы и ученые не только из Индии, но и из весьма отдаленных стран (например, уже упоминавшийся Сюань-цзан).

 

Наланда. Угловая башня у ступы Шарипутры  
Наланда. Угловая башня у ступы Шарипутры (кликните, чтобы увеличить)

В настоящее время Наланда – большой археологический музей под открытым небом. Когда царство Магадхи превратилось в империю Маурьев, сильно способствовавшую распространению буддизма, столицей стала Паталипура. Теперь на месте древнего города находится современная Патна, крупный центр промышленности и торговли. Последним пунктом поездки была Калькутта, где в Индийском музее хранятся важнейшие произведения раннего буддийского искусства, среди которых особый интерес представляет скульптура ступы из Бхархута.

История буддийских центров прослежена в докладе как культурная география, в которой локусы предания сменяются местами монастырской жизни и древнего паломничества, становящимися после многовекового перерыва объектами археологических исследований, а затем возрождающимися в качестве сакральных территорий, привлекающих паломников.