14.03.18. К вопросу об организации поэтического материала в средневековых японских сборниках

Мария Владимировна Торопыгина

Анонс доклада

К вопросу об организации поэтического материала в средневековых японских сборниках: запись стихотворений в поэтическом сборнике «Сёкукокинсю кёэн вака» («Японские песни, сочиненные на пиру в честь окончания составления “Продолжения старых и новых песен”», 1266)


Рис. 1   
Рис. 2

 

Поэтический сборник «Японские песни, сочиненные на пиру в честь окончания составления “Продолжения старых и новых песен”» состоит из 25 песен-вака, коротких стихотворений-пятистиший. В сборник включена одна песня каждого автора, первое стихотворение написано экс-императором, второе и третье – двумя придворными дамами, остальные стихотворения – присутствовавшими на пиру придворными. Особенность этого сборника состоит в том, что стихотворения в него вошли так, как они были записаны на отдельных листах бумаги. Каждому стихотворению, написанному придворным, предшествует одна и та же фраза: «Стихотворение, созданное по повелению ушедшего с престола императора в весенний день на пиру в честь окончания работы над “Сёкукокинвакасю”», имена авторов даны с указанием ранга и должности. Стихотворения записаны в четыре строки, причем последняя строка состоит из трех знаков.

Существенно отличается запись первых трех стихотворений. Первое стихотворение (без указания автора) записано в семь строк, строки расположены с отступом от верхнего края. Два женских стихотворения написаны в шесть строк, начало строк, как и в первом стихотворении, спущено вниз. Авторы-женщины обозначены их придворными званиями без личных имен.

Подобное построение поэтического сборника – с сохранением особенности записи песен на отдельных листах бумаги (кайси), встречается также в сборнике, составленном на пиру в честь окончания работы над составлением восьмой императорской антологии – «Новое собрание старых и новых японских песен».

О правилах записи стихотворений японские поэты начали писать c XII века. Этот вопрос освещается в работах известных литераторов, таких как Фудзивара-но Киёсукэ (1104-1177), экс-император Дзюнтоку (1197-1242, пр.1210-1221), Фудзивара-но Садаиэ (Тэйка, 1162-1241), Имагава Рёсюн (1326-1420), Сётэцу (1381-1459). Они обращают внимание на несколько аспектов: сопровождающий текст (сюда входит запись об обстоятельствах сочинения стихотворений, тема сочинения, имя автора); собственно запись стихотворения (количество строк, количество знаков в строке); особенности женской записи; выбор бумаги для записи.

При составлении поэтических сборников мог также учитываться получивший распространение несколько позже кайси формат записи стихотворений – запись на узких длинных полосках бумаги (тандзаку).