13.05.15. Авраам в исламской традиции

Алексей Васильевич Журавский

Аннотация доклада

Аврааму в Коране уделено особое внимание, отведена важнейшая роль. Он упоминается в 245 айатах, уступая только Моисею (502 айата). Без преувеличения можно сказать, что это две ключевые фигуры Корана, во многом расшифровывающие и основное содержание ислама и пророческое призвание Мухаммада.

В Коране Моисей − предшественник, прототип и провозвестник пророческой миссии Мухаммада. Призвание Мухаммада реализуется в Моисеевой пророческой парадигме. Так, о Мухаммаде говорится:

Истинно, Мы послали к вам посланника свидетелем против вас, как посылали посланника к Фараону (Коран 73:15).

Авраам же призван прежде всего раскрыть суть мусульманской веры. Ключевой айат − средоточие авраамической темы в Коране:

Не был Авраам ни иудеем, ни христианином, а был единобожником, мусульманином (Коран 3: 67).

Таким образом, вера Авраама – вера мусульман, Бог Авраама − Бог ислама.

Собственно, через Авраама Мухаммад в своих ранних проповедях утверждает определенное духовное родство своей веры с иудейской и христианской духовными традициями, а в более поздний период именно через Авраама Мухаммад противопоставляет веру мусульман иудаизму и христианству. Можно сказать, что религиозная самоидентификация Мухаммада начинается именно с осознания того факта, что Авраам не был ни иудеем, ни христианином, но был уже верующим в единого Бога. Без этой религиозной интуиции, может быть, и не было бы ислама.