04.03.15. Рагамала: визуальные образы музыкального

Александр Бабин

Александр Бабин

Тезисы доклада

Феномен рагамала (санскр. «гирлянда, ожерелье раг») связывает музыкознание, театральное искусство, лирическую поэзию и миниатюрную живопись Индии. Название «Рагамала» носили системы музыкальной классификации раг (ладо-интонационных образований индийской музыки); основанные на этих системах сборники стихотворных строф, описывающих раги в божественном или антропоморфном виде; серии живописных миниатюр, иллюстрирующих эти строфы.

Многоаспектность и характер связей между различными проявлениями этого феномена позволяют говорить о нём как о традиции визуализации музыкального, не имеющей прямых аналогов в мировой художественной культуре. Эти обстоятельства создают определённые затруднения для его адекватной интерпретации. В первую очередь, это проблема обнаружения аналогичных явлений в других культурах, что справедливо не только в отношении традиции рагамала в целом, но и феноменов, на которых она основывается, например, раги, в особенности, в её связи с эстетической категорией раса. Другое состоит в необходимости свободного оперирования широким кругом контекстов; в числе основных, безусловно, – системы образов индийских музыкальных и литературных традиций. В докладе будет представлена попытка дать общую характеристику круга сюжетов миниатюр рагамала, а также представить некоторые соображения по поводу параллелей структурным чертам этого феномена в культурах Востока и Запада.