05.11.14. Учителя и ученики в средневековой японской поэзии

Мария Владимировна Торопыгина

Мария Владимировна Торопыгина

Тезисы доклада

Основными источниками доклада служат два текста жанра карон (размышлений о поэзии): "Записки без названия" Камо-но Тёмэй  (1155-1216) и "Беседы с Сётэцу" поэта Сётэцу (1381-1459). Оба текста рассматривают широкий круг вопросов, связанных с поэзией. У Камо-но Тёмэй не было учеников, и конкретный адресат его текста не обозначен. Сочинение было написано, когда Тёмэй уже стал монахом, это воспоминания о его прошлой поэтической жизни. Текст Сётэцу обращен к ученикам (возможно, что он был и записан учениками), в этом тексте содержится много конкретных советов начинающим поэтам.

У обоих авторов были "официальные" поэты-учителя. У Камо-но Тёмэй - поэт Сюнъэ (1113-?), у Сётэцу - Рёсюн (1326-1420) . Ко времени Камо-но Тёмэй иметь отношения "официальных" учителя и ученика было вполне обычно, первые поэтические учителя появились еще в XI веке.

Камо-но Тёмэй рассказывает о нескольких людях, которые помогали ему советами в его поэтической жизни, прямого ответа, почему именно Сюнъэ стал его "официальным" учителем, в тексте нет, хотя Камо-но Тёмэй и приводит слова Сюнъэ, сказанные, когда они заключали договор учителя и ученика.

Сётэцу пишет о том, что впервые встретил своего будущего учителя еще в четырнадцатилетнем возрасте. Видимо, эти почти детские воспоминания (как и стечение обстоятельств) привели его в ученики к Рёсюну.

Из текстов следует, что формами "обучения" поэтов могли быть: беседы на самые разные темы (считается, что идеи, высказанные Камо-но Тёмэй в его произведении, - это то, чему научил его Сюнъэ, сам текстов о поэзии не оставивший); обсуждение стихотворений; снабжение ученика книгами (в первую очередь текстами классических поэтических антологий); правка стихотворений ученика (видимо, с просьбой высказать мнение о стихотворениях можно было обратиться не только с своему "официальному" учителю); написание специальных текстов для ученика (или учеников, как в случае "Бесед с Сётэцу").

Оба автора обращают внимание на важность для поэта не только собственно сочинения стихотворений, но и постоянного обсуждения поэзии.