19.03.14. Скифы и окружающий мир

Сергей Всеволодович Кулланда

Сергей Всеволодович Кулланда

Тезисы доклада

Скифология – одна из тех кажущихся периферийными ввиду отсутствия полноценных письменных источников областей науки, где от исследователя требуется хорошо ориентироваться в совершенно разных сферах, от чего избавлены специалисты в классических дисциплинах, лучше обеспеченных материалом. Если античник может иметь лишь самое общее представление об иранистике, а египтолог – об ассириологии, то скифологу – в идеале – необходимо профессионально разбираться в археологии (откуда происходит основная масса материалов), иранистике (поскольку отрывочные данные о языке, мифологии и социальной структуре скифов невозможно адекватно истолковать без учета иных иранских материалов), античной истории и источниковедении (ибо сколько-нибудь пространные и связные сведения о скифах дошли до нас в передаче античных авторов, и при их интерпретации приходится делать поправку на специфику античной традиции), ассириологии и в ряде других дисциплин – этнологии, фольклористике и т.п. Каким бы тривиальным ни казалось это утверждение, в реальной жизни, как правило, специалисты ограничиваются анализом собственно скифского материала. Такая «самодостаточность» сильно ограничивает возможности скифологии и ведет к появлению чрезвычайно живучих мифов. К числу последних относятся представления: о существовании скифо-сарматского языкового континуума, в рамках которого якобы невозможно разграничить скифский и сарматский; о том, что Геродотова легенда о происхождении скифов отражает трехуровневую систему мироздания и/или этническое смешение; что скифы суть предки осетин и т. п. В докладе показывается неправомерность этих постулатов, выявляются специфические черты скифского и контакты его носителей с иными этносами (северокавказцами, фракийцами, «авестийцами» и пр.), приводятся аргументы в пользу существования скифского пласта в Авесте.