05.03.14. Вратьи в контексте ритуала приема почетного гостя (atithi)

Наталья Афанасьевна Корнеева

Наталья Афанасьевна Корнеева

Тезисы доклада

Вратьи (vrātyas) – одни из самых загадочных персонажей в санскритcкой литературе. Вот уже более ста лет ученые всего мира пытаются определить, кто это такие, однако, до сих пор проблема вратьев остается до конца не решенной, связывая воедино проблемные и неясные темы, исследование которых может дать ответы на ряд важных вопросов.

Единственными источниками информации о вратьях до сих пор остаются лишь ритуальные санскритские тексты, в нашем распоряжении нет данных эпиграфики, нумизматики или каких-либо других внешних свидетельств. Однако в текстах разных жанров, даже если они незначительно далеки друг от друга по времени создания, сведения о вратьях противоречивы, а зачастую и совсем не понятны, отсюда и многочисленные теории и гипотезы противоречащие друг другу.

Так дхармашастры считают вратьями тех, кто не получил своевременно посвящение, а также некоторых представителей смешанных каст, порицают образ жизни вратьев и запрещают контакты с ними – общение, прием пищи, браки и т.д. Однако трактовка «Апастамба-дхармасутры» и «Хираньякеши-дхармасутры» отличается – в этих текстах вратьи упоминаются лишь в контексте ритуала приема почетного гостя (atithi), что проанализировано в докладе и позволяет предположить связь этих текстов с Атхарваведой. Принимая во внимание недавнюю гипотезу о том, что Атхарваведа была создана в кругу вратьев, становится понятно, почему «Апастамба-дхармасутра» трактует вратьев не как «отпавших от Савитри» или представителей смешанных каст, как это делают другие дхармашастры, а как почетного гостя-атитхи, которого могут бояться, но уважают.

Возможно, дальнейшие исследования проблемы вратьев позволят понять противоречивые черты «Апастамба-дхармасутры» – архаический язык не совсем соответствующий ряду реалий текста, а также противоречивые свидетельства относительно места и времени его создания и проч.