18.12.13. Краткость - сестра таланта? О японской поэзии классических жанров

Елена Михайловна Дьяконова

Елена Михайловна Дьяконова 

Тезисы доклада

Японский гений находит себя в краткости. В VII в., а по некоторым источникам и раньше[1], появляется драматически краткая форма танка (букв. «короткая песня»), которая с этого времени и по ХХI в. доминирует в японской поэзии. В танка 31 слог, т.е. всего 6-7 значимых слов. В XV в. возникает поэтическая форма хайку, еще более сжатая – 17 слогов, значимых слов в таком стихотворении 3-5. Эти две поэтические формы главенствуют в японской поэзии на всем протяжении ее существования и до сегодняшнего дня. Очевидно, что история этих жанров еще далеко не закончена. Более длинная форма нагаута (букв. «долгая песня»), число строк в которой доходило до 140, после VIII в. почти прекратила свое существование. О ней вспоминали несколько раз на протяжении японской истории: например, в XVIII в., когда возникла Школа национальной науки (Кокугаку) и стала поднимать на щит свое национальное достояние, полузабытое в период самурайских войн, и позже, во второй половине ХIХ в., когда японцы впервые познакомились с европейской поэзией и сами стали сочинять «стихи в западном вкусе». Существовало еще несколько популярных кратких форм: в VIII в. сэдока – шестистишие, скоро сошедшее со сцены, в ХVII–ХVIII в. сэнрю, 17-тисложное юмористическое стихотворение без особых правил и ограничений, с ХV в. жанр рэнга («нанизанные строфы»), состоящий из переклички двустиший и трехстиший, написанных разными авторами. Последней форме – трехстиший хайку - суждена была долгая жизнь.

_____________________________________

[1] Некоторые исследователи датируют самую раннюю танка первой поэтической антологии японцев Манъёсю («Собрание мириад листьев, VIII в.) IV веком. Переводчик Манъёсю на русский язык А.Е.Глускина пишет: «самой ранней песней считают песню императрицы Иванохимэ в кн. II антологии» (IV в.). Академик Н.И.Конрад относит дату создания этой песни к V веку, японский исследователь Като Сюити отодвигает ее ко второй половине V века.