27.03.13. О текстопорождающих моделях в устной традиции

Сергей Юрьевич Неклюдов

Сергей Юрьевич Неклюдов

 

На протяжении десятков тысяч лет, вплоть до обретения письменности человеческое сообщество пользовалось исключительно устной техникой культурной коммуникации, позволяющей в относительно устойчивом виде хранить, воспроизводить и передавать «культурные сообщения». Она не утратила актуальности и впоследствии, обеспечивая продолжение той фольклорной традиции, которая и поныне существует параллельно с традицией книжной.

Эта техника знает две основных формы текстопорождения:

(1) воспроизведение «исходного» текста («образца»), хотя и являющееся практически всегда не точным копированием данного текста, а рекомбинацией содержательных и формальных элементов его предшествующей манифестации (~ предшествующих манифестаций);

(2) при отсутствии такого «образца» происходит «сборка» текста по неким устойчивым матрицам, ячейки которых заполняются уместными семантическими элементами, предоставляемыми данной культурой.

Наиболее сложной проблемой остается размещение подобных матриц в ментальном поле традиции – опять-таки если они не могут быть получены из цельных текстов, в которых, естественно, «зашиты» и текстопорождающие модели. В остальных случаях речь должна идти, по-видимому, о поэлементном сохранении данных матриц – при наличии у каждого такого элемента семантических «валентностей», позволяющих ему отыскивать себе определенные «пары» и, согласно перспективам последующих логических присоединений, выстраивать семантические цепочки и многомерные сетевые структуры.