13.03.13. К поэтике махаянской сутры. Анализ вступительных глав

Максим Альбертович Русанов и Наталия Владимировна Александрова

Максим Альбертович Русанов и Наталия Владимировна Александрова

Сутра (пали сутта) – важнейший жанр буддийской канонической литературы. Наиболее ранние образцы сутр представлены в Сутта-питаке палийской Типитаки. При этом даже рассматривая только палийские сутты, исследователь, пытающийся четко определить требования жанрового канона, сталкивается с существенными трудностями, поскольку данные тексты демонстрируют значительное разнообразие. Они могли создаваться в стихах, в прозе или же сочетать стихотворные и прозаические части. Их объем мог варьироваться от нескольких десятков строк до сотни страниц. Элементы их внутренней структуры также изменчивы. Однако некоторое – пусть несколько упрощенное – описание закономерностей, присущих наиболее типичным образцам жанра, дать все же возможно.

Сутра представляет собой проповедь Будды, заключенную в сюжетную рамку. «Средняя сутта» Типитаки имеет следующую структуру: указание местонахождения Будды, рассказ о его встрече с будущим собеседником, диалог, проповедь, упоминание о результате проповеди, хотя любой из этих компонентов может отсутствовать.

Главной функцией сутры, смыслом ее существования, является изложение буддийского учения. Предназначение сюжетной рамки состоит именно в том, чтобы закрепить проповедь (диалог, рассказ) за Первоучителем.

Жанр сутры имеет многовековую историю. Развитие буддизма всегда сопровождалось появлением новых сутр. Махаяна и ваджраяна (тантрический буддизм) унаследовали этот жанр и старались вложить свое учение в авторитетную каноническую форму. Форма при этом претерпевала неизбежные изменения, отражавшие новую картину мира.

Особое место в санскритской литературе махаяны занимают так называемые «вайпулья-сутры». Слово вайпулья буквально означает «огромность», «величие». Действительно, все девять вайпулья-сутр отличаются большим объемом и пользуются значительным авторитетом. Большинство из них созданы в первые века нашей эры. Однако каждая такая сутра имеет сложную историю: их редактировали, переделывали, дополняли новым материалом, приспосабливали к идеям новых школ. Некоторые очень важные сведения о процессе этих изменений позволяют получить китайские переводы, отражающие ранние редакции текста, не сохранившиеся в оригинале, а иногда и последующие этапы его формирования.

Вступительные главы вайпулья-сутр представляют собой рассказ об обстоятельствах произнесения проповеди Будды, т.е. они задают сюжетную рамку, предваряющую дальнейшее изложение учения махаяны. Однако их роль этим не ограничивается. Произнесение проповеди оказывается помещенным в некоторую картину мира со своими пространством и временем. Художественные средства, используемые для создания этой картины, отличны от тех, что знакомы нам по образцам классической санскритской литературы (кавьи), они формируют свою особую поэтику.

Сравнивая вступительные главы между собой, можно выявить определенные стадии их развития, что позволяет сделать первый шаг к созданию еще не написанной истории жанра буддийской сутры.