12.12.12. "Авторский символ" и смысл: тайное и явное в творческом развитии ребенка

Вера Владимировна Брофман

Вера Владимировна Брофман

Тезисы доклада

«Авторский символ» существует как «культурно выработанное» (Выготский) средство передачи собственных состояний, настроений, переживаний и субъективного, уникального личностного  мироощущения на языке искусства.

«Авторский символ» осваивается и «порождается» ребенком в процессе решения  художественно-творческих задач. Одновременно «авторский символ» есть средство коммуникации с собой и миром, с собой и творческим продуктом, базовое средство выражения и предъявления собственной «авторской позиции».

Тайное и явное существует как оппозиция, служащая основой порождения собственного «авторского символа» и выражения собственного смыслового отношения к миру.

Творческая задача всегда содержит  высокий коэффициент неопределенности. А «авторский символ» есть средство постижения смысла в художественно-творческом пространстве и выражения его на языке искусства. Взрослый и ребенок равны в поле творческой задачи. Авторство – это дорога в неизведанное и ответственность за сказанное.

Этот подход положен нами в основу разработки программы развития творческих способностей и коррекции эмоционально-личностного неблагополучия ребенка, как в нашей обыденной жизни, так и в сложных жизненных ситуациях (Беслан, Гарлем).

 

Вера Владимировна Брофман – кандидат психологических наук, ведущий н. с. Института развития дошкольного образования РАО, научный руководитель  центра развития и коррекции для дошкольников и младших школьников «Чеширский кот».