26.09.12. "Дидактика любви": "Десять писем" в поэме Гургани "Вис и Рамин" (XI в.)

Марина Львовна Рейснер

Марина Львовна Рейснер

Доклад посвящен анализу содержания и функций любовных писем в поэме Гургани «Вис и Рамин» (XI в.), являющейся одним из ранних образцов персидского любовно-романического эпоса. Помещенные в отдельную главу, названную «Десять писем», послания героини поэмы, адресованные изменившему ей возлюбленному, представляют собой своего рода введение в науку любви. Сочетание элементов лирики и дидактики в «Десяти письмах» дает необходимый автору инструмент романизации старого эпико-исторического предания и, наряду с монологами и диалогами персонажей, открывает слушателю/читателю «внутреннего человека» с его переживаниями, сомнениями, страданиями. «Дидактика любви» необходима поэту для обоснования концепции индивидуальной любви, которая составляет идеологию средневекового романа как особого жанра. Наличие назидательной составляющей в письмах можно проследить не только на уровне формы изложения – имеется целый ряд тематических совпадений с известным арабским трактатом о любви «Ожерелье голубки» Ибн Хазма (XI в.). Независимо друг от друга Гургани и Ибн Хазм представляют общую концепцию индивидуальной любви, сформировавшуюся на средневековом мусульманском Востоке  на базе узритской лирической и нарративной традиции.