28.04.10. Классическая музыка исламского мира: два типа музыкального мышления

Г.Б.Шамилли
 


Гюльтекин Байджановна Шамилли
. 28 апреля 2010 г.

Тезисы доклада

 

 

В докладе рассматриваются онтологические основания музыки, связанные с понятиями «музыкальный язык» и «музыкальная речь», а также  анализируются различные жанровые образцы музыкальной классики: иранский дастгах, таджикский маком и фалак, арабский макам и др.

Различие онтологических оснований профессиональной (классической) музыки устной традиции (речь идет о грамматиках — звуковысотной и метроритмической), позволяет говорить о двух музыкальных картинах мира, сложившихся на пространстве исламской культуры от Магриба до Северной Индии. Обе картины мира со всей очевидностью проявляются в специфике музыкальной речи как многомерного явления, формируя с одной стороны континуальное, субстанциальное, а с другой — дискретное, атомарное пространство базовой звуковой структуры (макам).

Указанная выше специфика проявления феномена макам членит классическую музыкальную традицию исламского мира не по этническим, языковым или религиозным факторам, а согласно логике музыкального мышления, связанной с той или иной разновидностью музыкального языка как культурно-исторического феномена.

Исследование онтологических оснований классической музыки исламского мира, направлено на устранение методологического тупика, возникшего на протяжении последних десятилетий в области изучения музыкальной классики, или art of maqam.