31.03.10. "Старение и старость в традиционной культуре Китая"

 Илья Сергеевич Смирнов


Илья Сергеевич Смирнов. 31 марта 2010 г.

В докладе расмотрены многочисленные примеры почитания старших в китайской традиции. Даже на интуитивном уровне ощущается фундаментальность принципов, породивших подобные стереотипы социального поведения и культурные универсалии. Чтобы выяснить их истоки, мы обращаемся к древности, когда формировались важнейшие этико-религиозные представления китайцев.

Намереваясь устроить современное ему общество по идеальному древнему образцу, Конфуций во множестве заимствовал архаические обычаи и представления, часто толкуя их по-своему, наделяя их иным содержанием. Так случилось и с культом предков. Своим мертвым прародителям поклонялись многие народы, но в архаическом китайском обществе ритуал почитания умерших родичей получил весьма широкое распространение и со временем начал обставляться пышным церемониалом. Особенно и торжественным был обряд поклонения предкам главы клана, в котором участвовали его ближайшие родственники, родовая знать. Они, в свою очередь, пусть и менее пышно поклонялись собственным предкам.

Хотя Конфуций строил свое учение в основном на базе древних обрядов, ритуалов, культа и этики, связанных прежде всего с верхним пластом религиозных верований, он и его последователи сделали все возможно, чтобы распространить свои принципы на возможно более широкие массы народа. До той поры распространенный в основном среди знати культ предков сделался основой религиозно-этических норм низших слоев, оттеснив на второй план привычные суеверия, магические практики и пр. Кроме того, он дополнил обновленный культ предков учением о сыновней почтительности (кит. сяо), чем фактически лишил почитание умерших родичей мистического статуса, приравняв этих последних просто к уважаемым членам общества. Зато принцип сяо был им поставлен, пожалуй, выше прочих моральных принципов его учения и уж, во всяком случае, следование ему считалось безусловным нравственным императивом.

В докладе рассмотрены и другие основания традиционного «культа старости» в традиционном китайском обществе.


Доклад был представлен в рамках III Гуманитарных чтений РГГУ