30.05.12. “Хождение Будды”. Принципы сюжетообразования в раннем буддизме на материале рельефов ступы в Санчи

Наталия Владимировна Александрова

Наталия Владимировна Александрова

Тезисы доклада

Один самых сохранных памятников раннего буддийского искусства – ступа № 1 в Санчи, которая представлена в музее под открытым небом (Индия, штат Мадхья Прадеш). Ступа обведена оградой с четырьмя воротами – торанами, полностью покрытыми изображениями (рельефы).

 

Большая ступа в Санчи

 

Во второй половине XIX – начале XX вв. были проведены археологические исследования и реконструкция ступы, было много сделано для отождествления сюжетов изображений (А. Каннингэм, А.Фуше, Дж. Маршалл). Этот материал был основательно опубликован в трехтомнике Джона Маршалла. В настоящее время, по-видимому, стоит задача осмысления изображений ступы как единого комплекса, внутри которого имеются свои закономерности расположения сюжетов – хотя в недавних исследованиях звучат утверждения о том, что системы в расположении изображений вообще нет. Как мне представляется, причина такого мнения в том, что система ищется с точки зрения синтагматических отношений между отдельными сюжетами, в то время как эти взаимоотношения иные и система есть; во всяком случае, это можно проследить на отдельных участках, отдельных последовательностях. Кроме того, на этом «изобразительном варианте» предания более наглядно (чем по текстам) можно показать принципы сюжетообразования в раннем буддизме, а также их генетические основы. Соответственно анализ должен строиться на сопоставлении изображений с сюжетами как буддийской литературы, так и с более ранними, добуддийскими текстами.

 

Чудо в Шравасти. Хождение Будды по воздуху

 

Основное внимание в докладе уделяется северным воротам, а именно столбцам изображений на опорах – стамбхах, остальной материал Санчи, а также других ранних ступ будет привлечен для сопоставлений. Для более подробного рассмотрения разнообразных соотношений с материалом буддийской литературы выбран мотив «хождения Будды по воздуху».