14.03.12. Знание? Сила? Государи Тэнти и Тэмму в письменных памятниках древней Японии

Степан Алексеевич Родин

Степан Алексеевич Родин

Тезисы доклада

Доклад посвящён попытке анализа известных нам письменных источников периода Нара и начала периода Хэйан с точки зрения отношения их составителей и авторов к проблеме престолонаследия. На протяжении более чем столетия трон занимали потомки государя, известного по посмертному имени Тэмму («Небесный воитель»), однако их власть признавалась легитимной далеко не всей придворной элитой того времени. Тэмму занял трон силой, в результате событий, известных как «смута года дзинсин» (672 г.). Антиподом «Небесного воителя» как в исторических хрониках, так и в поэтических антологиях будет выступать государь Тэнти («Небесный мудрец»). В зависимости от «заказчика» текста (Тэмму и его потомки в случае с «Кодзики» и «Нихон сёки»; род Фудзивара, оказывавший поддержку династической линии Тэнти, либо прямые потомки Тэнти, под чьим контролем находилось составление «Кайфусо» и «Сёку нихонги») и его адресанта образ государей будет выстраиваться по-разному. Теми или иными функциями культурного героя, а также характеристиками идеального правителя будет наделяться как Тэнти, так и Тэмму, причём «арсенал» всех «за» и «против» включает доводы всех известных японцам того времени нормативных, этических и религиозных учений. В настоящем докладе мы попробуем текст за текстом проследить изменение отношения авторов и составителей к фигурам «Мудреца» и «Воителя». Подобный подход позволит нам также сделать некоторые предварительные предположения о характере письменной традиции в эпоху Нара, в целом.