25.11.09. Репрезентации тела в ранней тамильской литературе.

Н.В.Гордийчук


Николай Валентинович Гордийчук.  25 ноября 2009 г.

Тезисы доклада

Цель доклада – обосновать интерпретацию древнетамильских поэтических тектов, образующих корпус «Эттутохей» и «Паттупатту» (1-5вв.н.э.), как текстов, предписывающих определенный тип отношения к телу и формирующих сообщество людей, объединенных этим культурным кодом телесности.

Были подробно рассмотрены представления о сердце (отразившиеся уже в протодравидийском языковом мышлении) как о важнейшем внутреннем органе, связанном с эмоциональной и интеллектуальной жизнью человека. При этом в древнетамильской поэзии сердце оказывается наделенным своей собственной волей и даже способностью к самостоятельному действию (мотив ухода и возвращения сердца), что служит предпосылкой для возникновения целого жанра, в котором герой или героиня обращается к своему сердцу. В то же время мотивация и поведение мужского и женского сердца может отличаться.

Однако наибольшим образом гендерные отличия проявляются в репрезентации поверхности тела, для которой в изученном корпусе просто отсутствуют общие слова, применимые и к мужчине, и к женщине (например, общее слово для кожи). Вместо этого большое внимание в описаниях уделяется различным явлениям на поверхности тела, которые становятся гендерными признаками: разные виды сыпей, веснушек и гиперпигментации кожи – как знаки красоты или увядания в разлуке - у женщин, шрамы и рубцы - как свидетельства героизма или трусости, если они получены в спину – у мужчин.  

Любовное чувство в древнетамильском контексте воспринимается как болезнь, обладающая набором известных симптомов и проявляющаяся телесно. Симптомы болезни невозможно скрыть от окружающих: тело героини покрывает желтизна pacalai, она худеет, страдает от бессонницы. Это привлекает внимание родственников героини, что в свою очередь заставляет ее возлюбленного более решительно добиваться женитьбы и официального признания их отношений. Таким образом, внешнее неконтролируемое проявление эмоций женщиной служит важным двигателем в развитии сюжета, в то время как мужские эмоции в большей степени связаны с невидимым внутренним органом - сердцем - и не прочитываются другими действующими лицами, если о них не сообщают напрямую.

Описанное в текстах появление желтизны на женской коже, вызванное любовными страданиями, особенно любопытно как достаточно необычный для других культур способ проявления психологических переживаний. Однако это неудивительно, если учитывать, что ранние тамильские тексты были созданы в культуре обнаженного тела, где кожа, по всей видимости, часто обладает значимой коммуникативной функцией.