15.02.12. Об одном устойчивом мотиве в китайской поэзии

Илья Сергеевич Смирнов

Илья Сергеевич Смирнов

Тезисы доклада

В китайской поэзии ши, главного поэтического направления, ведущего свою родословную от классического Ши цзина («Канон, или Книга, Стихов, или Песен»),  по устоявшемуся мнению традиции и – ей вослед – западных исследователей отсутствует любовная лирика.

В докладе рассматривается один из способов «функциональной подмены», позволявшей поэтам, не нарушая поэтической нормы, выразить любовное чувство. Непрямое высказывание, скрытая эмоция, «смысл за словом» – едва ли не главный для китайцев конструктивный принцип поэзии. На протяжении столетий – от рубежа новой эры до XVII в. – складывался устойчивый набор художественных средств, реализующих разом «внешний» и «внутренний» смыслы стихотворения.