19.10.11. Визуальное воплощение идей неосуфизма в современной азербайджанской живописи

Назарли Маис Джангирович

Назарли Маис Джангирович

Современное искусство Азербайджана в сегодняшней России известно гораздо меньше, чем в странах Западной Европы. После распада Советского Союза прежние связи в области культуры почти прекратились, и творчество азербайджанских художников практически перестало демонстрироваться в России, что крайне обидно. Тем временем еще в середине 1980-х годов произошел художнический бум – своего рода «новая волна» в азербайджанском искусстве.

Сегодня творчество мастеров Азербайджана видится весьма значимым явлением в мировом искусстве. Несомненно, на общем фоне выделяется станковая живопись. Расим Бабаев, Амрулла, Фикрет Кашимов, Тарлан Горчу, Сабина Шихлинская, Гаюр Юнус – в числе интереснейших фигур, усилиями которых создано это изысканное зрелище – таинство цвета, формы и смысла. В их живописных работах сплелись многовековая традиция, западное образование и явная ностальгия по восточной роскоши, знакомство с современными арт-тенденциями и виртуозное владение тонкостями художнического ремесла, достойное старых мастеров.

Чаще всего, не подозревая об этом, художники воспроизводят в своих картинах суфийские мотивы. Иногда это делается неосознанно, иногда возникает ощущение, что такие искания всё же можно обозначить как визуальный неосуфизм.