01.06.11. Сакральное пространство и буддийское государство

Максим Альбертович Русанов и Наталья Владимировна Александрова

Максим Альбертович Русанов и Наталья Владимировна Александрова

Тезисы доклада

В ходе комплексного изучения института паломничества в буддизме и памятников буддийской агиографии в декабре-январе 2010-11 гг. была предпринята поездка по религиозным центрам Шри-Ланки. Маршрут включал три исторические столицы островного государства – Анурадхапуру, Полоннаруву, Канди, ряд монастырей – таких, как Алувихара, Михинтале и Дамбулла,  а также Сигирию – важнейший памятник древней культуры Цейлона. Концепция поездки основывалась на результатах экспедиции 2009- 2010 гг. по северной Индии.

 

Деревенская ступа.   Дамбулла. Пещерный храм.

Северо-индийские места буддийского паломничества заданы топонимами, присутствующими в предании о Будде, и образуют как бы первичное сакральное пространство буддийского мира. Цейлонские памятники маркируют древнейший этап распространения возникшей в Индии религии и соответственно создают новое сакральное пространство, в основных чертах воспроизводящее исходное. Многочисленные отростки дерева Бодхи обозначают локусы, уподобляемые месту просветления в Бодх-Гайе; ступы с мощами создают для адепта физическое присутствие Будды, изображения дают возможность осознать причастность к событиям жития.

 

Анурадхапура. Руины монастыря.

Развитие идеи сакрального пространства Шри-Ланки можно проследить в древних и средневековых цейлонских «хрониках». Эти палийские и сингальские тексты разрабатывают идею единства ланкийского царства и буддийской дхармы. Сакральный статус власти получает обоснование в выстроенной монахами-хронистами истории острова, в которой формирование царства и обращение в буддизм образуют единый комплекс событий, а царь становится получателем и хранителем главных реликвий, защитником страны и учения от иноверцев, основным покровителем и донатором общины. Этот сформировавшийся в древности комплекс представлений о священном буддийском государстве сохраняет свое влияние и в настоящее время, несмотря на отмену монархии и возникновение демократии, ориентированной на западную модель.