18.05.11. Христианский экуменизм на средневековом сиро-арабском Востоке. Христианский?

Николай Николаевич Селезнев

Николай Николаевич Селезнев

Тезисы доклада

В более формальном стиле тему настоящего доклада можно было бы сформулировать следующим образом: «Происхождение объединительной тенденции в сиро-арабском христианстве и роль мусульманского традиционного религиоведения». Известно, что история христианства — это в значительной степени история конфессиональных разделений и полемики. Наиболее ярким византийским полемистом можно назвать Иоанна Дамаскина (ок. 676–749), известного своими ересеологическими трактатами. Благодаря сочинениям Феодора Абу Курры (ок. 740–820), полемические идеи Иоанна Дамаскина стали частью арабоязычной культуры византийской традиции. Мы находим их, в частности, в полемических трактатах Абдаллаха ибн ал-Фадла ал-Антаки (XI в.). Однако в среде арабоязычного христианства мы видим также проявление противоположной, объединительной или примирительной, тенденции, представленной трактатами Ибн Йумна (–990) и ал-Арфади (IX/XI в.?), и, позднее, в трудах ал-Муʾтамана ибн ал-ʿАссаля (XIII в.). Эта тенденция обнаруживает себя в среде христиан, живших в исламском мире, где, в свою очередь, расцветает мусульманская доксография и изучение других религий. Какие связи можно проследить между перечисленными явлениями? Этому вопросу и посвящен доклад.