07.10.09 Мифология айнов и мифология об айнах. По материалам полевых съемок в деревне Айну котан (о.Хоккайдо, Япония, 2005 г.)

 

Елена Михайловна Дьяконова. 7 октября 2009 г.

Тезисы доклада          

  1. Об этом древнейшем народе Азии написано больше, чем о всех малых народах мира вместе взятых. Начальные этапы этнической истории айнов связывают с древнейшей керамической культурой мира – культурой Дзёмон (12 тысячелетие до н. э – 200 г. до н.э.). С древнейших времен айны населяли всю территорию Японского архипелага.
  2. Предки японцев появились на Японских островах на рубеже новой эры, они продвигались с юго-запада на северо-восток, постепенно вытесняя аборигенное население – айнов все дальше на север. Древние японцы шли вглубь архипелага, к концу ХVIII в. айны почти полностью исчезли с территории о.Хонсю. Айнские топонимы и сейчас распространены по всей северо-восточной части Японии, примерно до середины о.Хонсю.  Наконец айны оказались на о. Хоккайдо и в представлениях японцев ассоциируются с севером, льдами, снегом, хотя по происхождению они скорее южане. Последние земли айны утратили в ХIХ – нач. ХХ в. после более чем 1,5 тысячной борьбы. Айнам принадлежали территории Камчатского полуострова (до ХVIII – пер. пол. ХIХ в.), Курильские о-ва (до конца ХIХ в.), южная часть Сахалина (до сер. ХIХ в.), низовья бассейна р. Амур (до 30-х гг. ХХ в.).  Сейчас айны проживают на юго-востоке о-ва Хоккайдо, в округе Хидака, в глубине о-ва в бассейне реки Сару, в городе Асахигару. Очень незначительная группа айнов проживает на самом севере о-ва Хонсю в поселке Ома. Всего айны мелкими группами проживают примерно в 30 поселках. В собрании айнских устных легенд «Юкар» сказано: «Айну населяли Японию за сотни тысяч лет до того, как пришли дети Солнца (т.е. японцы)».
  3. Численность айнов установить сложно, в японских переписях они не отмечаются как народ или национальное меньшинство. Ономастика не релевантна, поскольку айны были переименованы в ХIХ в., все получили японские имена и фамилии. Японские  ученые считают, что нечистых айну (полукровок, квартеронов и проч.) около 15-16 тысяч человек. Чистокровных айнов без примеси японской крови – не более 200 – 300 человек. По другим данным, чистых айнов не более 1% от числа всех айнов, т.е. всего около 160 человек. Приводятся и еще более ничтожные цифры. Только в июне 2008 г. айнов официально признали национальным меньшинством.
  4. В деревне Айну котан  округе Хидака на о.Хоккайдо кучно проживают только айны, их около 130 человек. В городах айнов почти нет, они – исключительно сельские жители. В Айну котан айны промышляют охотой, рыболовством, собирательством. Леса полны живностью (олени, лисицы, зайцы, медведи, еноты, тюлени, киты, гуси, утки, хищные птицы), море, озера, реки, ручьи необычайно богаты рыбой (лосось). Процветают местные ремесла (резьба по дереву, вышивание айнских узоров, шитье айнского платья из луба, приготовление лекарств из натурального сырья). Процветают и искусства: театр Юкар, устные повествования, горловое пение, танцы, игра на музыкальных инструментах (муккури) и проч. Японское правительство поддерживает айнов грантами, им построили удобные дома. Однако нет школ айнского языка, язык распространен только в семьях, чистых носителей айнского около 100 человек (по другим данным, 15 человек).  Язык существует только в устной форме, письменности нет, транслитерировался японской слоговой азбукой катаканой, кириллицей и позже – латиницей. Сейчас айнско-английские словари составлены на латинице. Есть и китайско-айнско-японские словари.
  5. Слово «айну» ранее не было самоназванием этноса в целом, термин стал входить в употребление в ХVIII в. и означает «благородный человек» (Невский). Айну – слово, противопоставленное наименованию японского этноса «сисам».  Отдельные локальные группы айнов имели свои самоназвания, например, «сару-утара», «люди местности Сару». В айнских молитвословиях и устных сказаниях юкар как самоназвание употребляется слово «эндзю», «эндзю-утара», или «эдзо». Остров Хоккайдо до сер. ХIХ в. назывался Эдзогасима. В японском своде мифов и исторической хронике Нихон сёки (VIII в.) айнов называли эмиси, эмису, эбису – «варвары», а с эпохи Хэйан – эдзо (также «варвары»). В китайских исторических хрониках 1 в. н.э. айнов называют «мажень» (яп. модзин) – «волосатые люди». Одно из японских уничижительных названий айнов – «земляные пауки» (цутигумо), с ними столкнулся первый полулегендарный император Японии Дзимму. Это название связанное, видимо, обильным волосяным покровом айнов и с их проживанием в землянках.  Русские источники XVIII в. (Поярков) во время экспедиции по Амуру называли айнов «черными людьми» или «мохнатыми людьми».
  6. Названия островов Курильской гряды Парамушир, Утуруп, Итуруп, Кунашир – айнские. Топоним Курилы, видимо, происходит от айнских слов «ку», «кур», «куру» (человек) (Анучин, Берг).
  7. Вопрос этногенеза айнов – один из самых спорных и трудноразрешимых в современной этнографии. По своему антропологическому типу они занимают совершенно обособленное место среди народов Азии. Айнский язык – изолянт, не имеет общих черт ни с одним языком мира. В культуре айнов есть элементы, присущие и южным (австронезийским), и северным (сибирским) этносам. Гипотез, теорий, публикаций об этногенезе айнов очень много. Основные группы гипотез: 1) европеоидное происхождение, 2) континентальное (азиатское), 3) сближение с североамериканскими общностями, 5) южное (океанийское, австронезийское) происхождение. Наиболее весомые теории: европеоидное и южное происходение. С развитием генетики стало возможно исследовать генетический материал айнов, доказано, что они не европеоиды, хотя ближе всего к ним по антропологическому типу. Они большеглазые, большеносые, достаточно светлые, с длинными густыми черными волнистыми волосами, не монголоидного вида. Сравнение индо-европейских языков с айнским не дало результатов. Есть и распространенная палеоевразийская теория О.Г.Тэйёра: айнский язык в древности входил в одну большую языковую семью, затем распавшуюся; общности, говорившие на этом языке распространены были по Евразии от Испании (баски, иберийцы и др. изолянты) до Японии. Айнский может принадлежать к языкам древнейшего населения Евразии, потомки которого сохранились в виде островов. Эта теория не доказана, но и не опровергнута окончательно. Локализовать очаг формирования древне-айнской общности невозможно. Есть и совсем фантастическая теория о существовании древней четвертой расы, остатками которой являются айну, поскольку они не европеоиды, не монголоиды, не негроиды.
  8. Религиозные воззрения айнов: культы, обряды, пантеон богов (камуи), иерархия богов, духи (рамат). Тотемы, тотемные столбы. Сложный синкретизм культов, праздники – общение с богами, сопровождались жертвоприношениями. Медвежий праздник, ритуальное убийство медведя. Инау – заструженные палочки, особо священные вещи, видимо, заместители реальных жертв. Сакральная изгородь из инау.
  9. Японцы заимствовали у айнов ритуальное самоубийство сэппуку (неправ. харакири), а также триаду регалий властителя (у японцев императора): у японцев - зерцало, меч, ожерелье магатама, у айну –  каменные диски, палицы сэкибо, ожерелье магатама.